Инициатива Polar Connect нацелена на создание оптоволоконной линии связи из Европы в Восточную Азию (в первую очередь, Японию) через арктический регион, что привлекает внимание как в Европе, так и в других частях света. Тем не менее, проект считается достаточно рискованным и может столкнуться с множеством вызовов при внедрении, информирует отраслевой ресурс Subsea Cables & Internet Infrastructure.
Polar Connect также рассматривается как основа для исследовательской платформы в Северном Ледовитом океане с интегрированными датчиками, при этом подключение к Северной Америке не является ключевой целью. Европа, в целом, стремится создать независимые от американских проектов каналы связи с остальным миром. На текущий момент ЕС выделил на эту инициативу всего несколько миллионов евро консорциуму телекоммуникационных операторов и учёных для проработки инфраструктуры и, возможно, проведения геофизических изысканий.
Однако очевидны и существенные слабые стороны проекта. Прежде всего, кабель, вероятно, будет простаивать из-за повреждений почти столь же часто, как и функционировать. Ремонт арктических линий связи нередко занимает от четырёх до девяти месяцев, что потребует создания резервной кольцевой инфраструктуры с дублированием кабелей, что как минимум удвоит общую стоимость. Во-вторых, для укладки кабеля судам потребуется сопровождение одного или даже двух ледоколов, а сами суда придётся модернизировать для работы в арктических условиях или даже построить новые. Годовые затраты только на содержание одного судна, приспособленного для Арктики, будут чрезвычайно велики.
Источник изображения: NORDUnet
Эксплуатация кабеля Polar Connect, по предварительным оценкам, будет в два-три раза дороже, чем обычной линии — примерно $36–54 млн в год. За 20 лет службы это может составить около $1 млрд. Прокладка двух кабелей потребует инвестиций в размере $1–2 млрд, вероятнее всего, приближаясь к верхней границе. При этом, скорее всего, кабели будут неработоспособны от 25 до 50% всего времени.
Подводные кабели в Арктике постоянно рискуют быть повреждёнными айсбергами, которые протаскиваются по шельфу и оставляют глубокие борозды на дне. Так, у берегов Аляски кабель Quintillion уже становился жертвой ледяной массы, а его ремонт занял около семи месяцев. Этот случай доказывает, что даже трёхметровое заглубление и усиленная береговая защита не гарантируют от постоянных поломок. Поскольку маршрут Polar Connect пролегает через сложный район Берингова пролива, подобные происшествия практически неизбежны.
Источник изображения: Quintillion
Финансирование для Polar Connect ищут с 2017 года, однако Европейский союз не выделяет достаточных средств. Его роль ограничивается поддержкой на начальном этапе, как у бизнес-ангела. Организации, стоящие за проектом, уже почти десять лет стремятся привлечь необходимый капитал, но пока не смогли заинтересовать крупные фонды или технологических гигантов в качестве ключевых инвесторов.
Впрочем, такая ситуация характерна не только для этого арктического начинания. В марте 2025 года стало известно, что проекты подводных интернет-магистралей в регионе последовательно приостанавливаются. Тем не менее, появляются и новые предложения. Ещё в феврале того же года компании Space Norway и SubCom объявили о сотрудничестве для строительства самой северной кабельной системы Arctic Way к 2028 году. Они планируют проложить волоконно-оптическую линию связи длиной 2350 км за Полярным кругом.
Источник: