Компания Boom Supersonic, разрабатывающая сверхзвуковые лайнеры для коммерческих авиаперевозок, анонсировала газотурбинную установку Superpower мощностью 42 МВт. Её цель — энергоснабжение центров обработки данных. Первым клиентом выступила компания Crusoe, которая строит ЦОД для искусственного интеллекта в рамках проекта OpenAI Stargate и уже заказала 29 таких турбин суммарной мощностью 1,22 ГВт. Согласно доступной информации, портфель заказов на Superpower уже превысил $1,25 млрд.
Параллельно Boom привлекла $300 млн в рамках раунда финансирования серии B, который возглавила Darsana Capital Partners. Среди других участников — Altimeter Capital, ARK Invest, Bessemer Venture Partners, Robinhood Ventures и Y Combinator. В Boom Supersonic заявили, что доходы от продаж турбин Superpower будут направлены на сертификацию сверхзвукового пассажирского лайнера Overture и создание двигателя Symphony. Этот силовой агрегат планируется использовать как в авиации, так и в генераторных установках. На сегодня портфель заказов Boom на пассажирские самолёты включает 130 единиц, в числе заказчиков — авиакомпании United, American и Japan Airlines.
Тестирование ключевых компонентов двигателя начнётся в 2026 году на площадке Boom в Колорадо. В компании отмечают, что сверхзвуковые технологии теперь служат не только для ускорения полётов, но и стали «катализатором» для развития ИИ-систем. В турбине Superpower реализованы те же основные инженерные решения, что и в двигателе Symphony. В частности, используются материалы, рассчитанные на экстремальные условия, и высоконапорная архитектура, оптимизированная для стабильной работы даже при пиковых тепловых нагрузках.
В отличие от многих других турбин авиационного класса, Superpower сохраняет номинальную мощность 42 МВт даже при температуре окружающей среды выше 43,3 °C, как утверждает производитель. Установка не требует водяного охлаждения и имеет контейнерное исполнение, что позволяет развёртывать её в удалённых локациях. Boom планирует к концу текущего десятилетия достичь ежегодного производства турбин общей мощностью свыше 4 ГВт.
Согласно информации издания Converge! Digest, компания Boom Supersonic работает над созданием сверхзвуковых пассажирских лайнеров с 2014 года. Её путь начался с концептов самолёта Overture и постройки демонстратора XB-1. После того как традиционные производители двигателей не взялись разрабатывать силовую установку по её спецификациям, в 2022 году фирма запустила собственную программу Symphony. Проект Superpower — это способ заранее коммерциализировать «сердце» своего высокотемпературного двигателя, чтобы уменьшить потребность в привлечённых инвестициях.
Источник изображений: Boom Supersonic
Если компании удастся наладить серийные поставки турбин и уложиться в график испытаний авиационного двигателя Symphony к 2026 году, стратегия создания универсальной силовой установки может стать важным шагом на пути к окончательной сертификации лайнера Overture. Это позволит подразделению Boom Energy войти в узкий круг предприятий, которые стремятся одновременно разработать коммерческий самолёт следующего поколения и построить масштабируемый бизнес по обеспечению промышленности и дата-центров энергетическими решениями.
Crusoe также сотрудничает с другими фирмами, использующими похожие технологии. Ещё в июле стало известно, что она заказала у GE Vernova 29 газотурбинных установок LM2500XPRESS для ЦОД Stargate, ориентированного на задачи ИИ. Эти установки созданы на базе авиационных двигателей General Electric LM2500, модифицированных для стационарной работы. Компания ProEnergy действует ещё проще, переоборудуя для наземного применения десятки старых авиамоторов.