Компания NetApp инициировала судебное разбирательство против своего экс-руководителя высшего звена и технического директора Йона Торгримура Стефанссона, обвиняя его в скрытой работе над конкурирующим проектом в период трудоустройства с одновременным получением заработной платы. Этот бизнес был продан прямому рыночному сопернику за нераскрытую сумму спустя всего несколько недель после ухода сотрудника из NetApp. Соответствующая информация была опубликована The Register.
Исковое заявление, направленное NetApp 6 ноября в федеральный суд Среднего округа Флориды, содержит утверждения о том, что Стефанссон в завершающий период работы в организации занимался незаконным присвоением объектов интеллектуальной собственности, предпринимал попытки переманить коллег и в итоге осуществил мошенническую схему, позволившую ему передать VAST Data собственный стартап в сентябре 2025 года, использовав наработки NetApp. Занимаемая должность предоставляла ему «обширные возможности» доступа к закрытым материалам — от уникальных технологических решений до конфиденциальных партнёрских договорённостей.
Стефанссон посвятил работе в NetApp восемь лет. Согласно материалам дела, он «активно участвовал в создании и интеграции облачных решений для хранения данных NetApp с ведущими гиперскалерами», включая AWS, Google Cloud и Microsoft Azure, а также курировал всё облачное продуктовое направление компании. Как и другие сотрудники, имевшие доступ к секретной информации, он подписал с NetApp «Соглашение о конфиденциальности, изобретениях и запрете разглашения» (PIIA), которое исключает возможность распространения или неправомерного применения коммерчески значимых данных как во время трудовой деятельности, так и после её завершения.
Источник изображения: Tara Vester / Unsplash
В соответствии с подписанным документом Стефанссон взял на себя обязательства воздерживаться от участия в конкурирующих коммерческих инициативах, не переманивать персонал или партнёров NetApp как минимум в течение года после увольнения, не продвигать собственные разработки среди сотрудников и деловых контактов компании, а также передавать NetApp все интеллектуальные результаты, созданные в период работы. Дополнительным условием соглашения стало требование уведомлять о любых изобретениях, сделанных в течение полугода после прекращения трудовых отношений. В иске отмечается, что все перечисленные пункты были нарушены.
Стефанссон покинул NetApp 27 июня и уже через семь дней основал новую фирму Red Stapler, официально зарегистрированную 3 июля 2025 года. Компания действовала в режиме секретности. Стефанссон возглавил её в качестве генерального директора, а в команду вошли пятеро бывших и один действующий сотрудник NetApp — Эйрикур Свейнн Храфнссон (Eiríkur Sveinn Hrafnsson), который уволился только 31 августа 2025 года и стал вторым крупнейшим акционером Red Stapler. Уже 9 сентября VAST Data, прямой конкурент NetApp, выкупила стартап и назначила Стефанссона на должность генерального директора по облачным технологиям.
Как заявляет VAST Data, продукты Red Stapler обеспечат её решениям «простую интеграцию в публичные облачные платформы». NetApp «не верит, что Red Stapler смогла создать собственную облачную систему управления и доставки данных менее чем за десять недель» с момента основания и утверждает, что приобретённые VAST технологии фактически являются её интеллектуальной собственностью. Компания отметила, что вложила годы работы и десятки миллионов долларов в разработку своего Service Delivery Engine — уровня оркестрации, объединяющего облака гиперскейлеров и системы хранения NetApp. SDE даёт конечным пользователям возможность управлять всеми компонентами хранилища через единый интерфейс с интеграцией в любую публичную облачную среду, сообщает Forbes.
Источник изображения: Tara Vester / Unsplash
Именно такие возможности, по мнению NetApp, предлагает решение Red Stapler. Даже если допустить, что Стефанссон и его команда каким-то чудом самостоятельно разработали технологию Red Stapler в сжатые сроки, соглашение PIIA всё равно обязывало его уведомить NetApp о создании, чего он не сделал.
В судебных материалах NetApp приведены подтверждения её претензий. Во-первых, представлено текстовое сообщение от бывшего сотрудника NetApp, ныне члена совета директоров VAST, где указывается, что Стефанссон договорился о переходе в VAST ещё в январе 2025 года, за несколько месяцев до своего ухода. Во-вторых, компания обнаружила переписку в Slack, где Стефанссон обсуждал привлечение сотрудников NetApp до своего увольнения. В частности, Стефанссон якобы интересовался у Храфнссона, есть ли у него «информация о зарплатах всех», кого они планировали нанять в Red Stapler.
В-третьих, компания обращает внимание на профиль redstapler-is на GitHub, созданный не позже 16 июня 2025 года — за 11 суток до официального ухода Стефанссона из NetApp. По мнению NetApp, это доказывает, что проектирование и создание продукта велись, пока Стефанссон ещё числился сотрудником компании. NetApp утверждает, что собранные материалы в совокупности подтверждают: Стефанссон «занимался разработкой технологий и/или исходного кода, а также вёл инновационную деятельность в интересах другой организации», не покидая должности в NetApp.
Источник изображения: Michel Catalisano / Unsplash
Узнав о сотрудничестве с VAST в конце октября, NetApp направила Стефанссону официальное предупреждение о нарушении прав на интеллектуальную собственность, где акцентировала прямое копирование его проектов в NetApp и факт занятия должности гендиректора по облачным решениям в VAST. В документе также отмечалось, что создание платформы Red Stapler в столь сжатые сроки было невозможно без применения закрытой информации NetApp. Стефанссон проигнорировал это письмо, после чего компания отправила повторное уведомление, оставшееся без ответа. Примечательно, что вскоре после первого предупреждения Стефанссон выставил на продажу свой дом в Орландо и, судя по всему, покинул США, перебравшись в Исландию.
В ответ NetApp подала иск в суд, который наложил временные ограничения на Стефанссона: запрет на использование материалов NetApp, участие в работах, связанных с продуктами или ПО, созданными им в исландский период, взаимодействие с партнёрами NetApp, а также уничтожение или передачу документов по данному делу. Временные ограничения действуют до 26 ноября. NetApp заявила о намерении добиваться постоянного судебного запрета, который сохранится до окончания судебного процесса.
Стоит подчеркнуть, что VAST не фигурирует в иске и не обвиняется NetApp в каких-либо нарушениях. На данный момент речь идёт только о предполагаемых действиях бывшего ключевого сотрудника, который неожиданно оказался в VAST Data, чтобы участвовать в разработке конкурирующего решения.
Источники:
- Издание The Register
- Портал Forbes